Сокровища Нижней Синячихи

Продолжительность 13 часов
Группа 25 человек
Стоимость  1350 р.

Фотогалерея "Яблочный спас-2012".

О музее деревянного зодчества в Нижней Синячихе. 

"Серебряное кольцо Урала" интерактивная туристическая карта. Круговые панорамы Нижней Синячихи. 

 

В субботу 18 августа 2012 года мы побывали в Нижней Синячихе. Раньше и  не слыхивала о таком селе в 10 км от Алапаевска, а тут подружка,  работающая менеджером в «Активном отдыхе», принесла программу поездки на  фестиваль под девизом «Яблочный Спас для Ивана яблочко припас».

Кроме черно-белой фотки на рекламном листочке была отпечатана программа с предупреждением, что длительность поездки составляет 12 часов. Я полезла в Интернет, чтобы ознакомиться с местностью и быть подготовленной информационно, сагитировать легких на подъем – выезд от ДК был назначен на 7 утра – близких по духу людей. Разговор был короток.

После моей фразы, назову ее «передовицей», задавался вопрос: «Ты сама едешь?» – бодро рассказывала про возможность увидеть своими глазами объект ЮНЕСКО, окунуться в старину, в атмосферу народных преданий, мол, «Активный отдых» позаботится о горячем обеде, а чай из самовара с местными плюшками гарантируют организаторы экскурсии.

Короче, плюсов при любых раскладах оказалось значительно больше, чем минусов, поэтому мы, вооружившись термосом и бутербродами, как бывалые туристы с известным девизом «на всякий случай», с утра поджидали автобус у оговоренного места старта...

Дорога была несколько утомительная и, если бы не рассказ о городах за «бортом», ее можно было бы отнести к изнурительной, но опять же – как в старину истинные паломники шли к чуду пешком, так и нам, видимо, надо было подустать, чтобы приезд в село, горячий обед в местном кафе с современно-намекающим названием «Аура» оказался безыскусным, но вкусным, а соседки по столу даже прихватили в салфеточке весь ноздрястый белый хлеб ручного замеса; и прогулка от устремленного в небо храма привела в приятное изумление: ну, откуда на Урале, в тьмутараканской глубинке стоит красавец храм-корабль в стиле сибирского барокко, который вполне может соперничать в пропорциях и лепке с храмами Питера или Киева? Во всяком случае, ассоциации возникали почему-то именно с этими городами.

Час до организованной экскурсии, промелькнул. Его едва хватило, чтобы пробежаться по рукодельникам, которые с удовольствием делились секретами своего мастерства и предлагали свои работы: одни стояли с куклами от ангелочков до длинноухих невиданных зверей с умильно мудрыми глазами, другие со свистульками в виде рыб, львов, котиков и, конечно, птичек, третьи предлагали замысловатые корзины, туески, короба и даже шляпы а-ля сомбреро. Юный резчик, деловито наблюдающий за праздно гуляющими гостями фестиваля, ревниво сторожил макеты объектов самой Нижней Синячихи. На широкой поляне, где шумела ярмарка, и куда вел мощенный деревом тротуар, можно было снять пробы и осчастливить продавцов душистого меда, квашеной капусты, ядреных огурчиков и т.п., заглянуть в действующую кузницу, где мастер предлагал любому желающему – почему-то находились исключительно представители мужского пола – попробовать себя в качестве ученика-подмастерья.

На противоположном берегу пруда зазывно красовалась часовня Александра Невского (опять ниточка к Питеру), но времени добежать до скалы, на которой сие творение воздвигнуто, никак не хватало, и мечты о фото панорамы с высокого берега синячихинского пруда остались только мечтами…

Потом началась экскурсия. Нам рассказали об истории Спасо-Преображенского храма, который одновременно служит своему прямому назначению, а также является еще и музеем (ну, чем не «местный Исаакий»?), провели по второму этажу, где любовно сохраняются росписи стен, домашней мебели и различных предметов утвари. Сколько выдумки можно увидеть в обыденных вещах: вот смешной лев – откуда на Урале столь экзотическое диво? – со скособоченной гривой смотрит с прищуром со стены, а вот по другую сторону древа (жизни?) на него не менее удивленно взирает растрепанно-цветастая птица с глазами филина…

Избы XYII – XIX веков стоят как братья по росту, в ряд, и потемневшие от времени их бревна имеют каждый свою судьбу от прозаически практического свойства до высшего пилотажа в деле украшательства зажиточной семьи XIX века! – деревянная вязь над окнами и по большей части широченных солнечных ворот. По одну сторону от них – ворота с филином для входа бедноты, а по другую – с птицей Сирин, являющейся своеобразным пропуском, – людей другого ранга. Из рассказа экскурсовода эти же ворота подразумевали ночное и дневное их использование… И вот задачка для наших современных мозгов – а что, беднота только в ночи во двор могла зайти? Или «богатенькие буратинки» тех времен, приехав к вечеру, дожидались утра, чтобы в «дневные» зайти? Кстати сказать, ворота одной ширины и птицы над ними очень похожи – с наблюдающими круглыми глазами, готовые взлететь со своих мест. Своеобразная детская игра из серии «Найди n-цать отличий» и подумай, отчего и почему, ведь каждый элемент росписи или резьбы, игры или обряда имеют под собой выверенные жизнью и проверенные календарем народные традиции.

На этом подворье нас ждал сюрприз и не только в виде изумрудной травы посередине двора – неужели ТАКАЯ была в те далекие времена или это чудеса современной селекции? – на которую вставать не позволялось. Нашу «экспедицию» разделили на 2 части, и мы поначалу подумали, что места в избе маловато, а когда оказалось, что в каждой группе непременно предполагалось наличие двух мужчин, мы начали догадываться, что это неспроста. Как же было интересно наблюдать снежинцев в роли жениха, невесты, родителей, сватов и участвовать в обряде сватовства! Молодая красавица невеста хохотала, согнувшись пополам и придерживая косу, которая в такие моменты касалась пола. Жених своей роли ничуть не стеснялся, хотя выглядел далеко не первым парнем на деревне: щегольская нарядная рубашка, одетая на теплый пуловер с капюшоном, сделала его горбатеньким. Однако этот факт нашу невесту ничуть не смущал, она успешно сдала мини-экзамен – достала ухватом горшок из печи, просеяла муку и подмесила тесто, разгладила белье с помощью рубеля. Не очень разговорчивые сваты растопили родительские сердца принесенными на большом подносе мехами и украшениями в коробочке, а те, в свою очередь, огласили список приданого в виде телочки, меда, осенних уральских даров и прочего. Свадьбу намечали традиционную, по осени, на Покров…

От баньки по-черному, сруб которой сложен из 3-х бревен, распиленных вдоль (диаметр каждого бревна – 55 см), от чаепития с травками, которые надо было еще отгадать, а потом радушных хозяек частушками отблагодарить, от колоды из кедра в полроста взрослого человека, от деревянных часовен, покрашенных под камень, от музея истинного Гражданина, энтузиаста и патриота своей родины Ивана Даниловича Самойлова, чей вклад в сохранение культуры Урала оценен академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, от творчества многодетной рукодельницы Чуприной Х.Д., где настенное панно или персонаж сценок из жизни – это кладезь выдумки и остроумия послевоенной вдовы, каждодневно заботящейся о пропитании большой семьи, и от … каждый может написать о своем – впечатлений было столько, что багаж некоторых наших попутчиков переполнился, и они удивленно взирали на неугомонных любопытных, сожалеющих, что не удалось поиграть в народные игры, организатор которых пестрела дурашливым колпаком с бубенчиками, а веревочный реквизит украшал плетень неподалеку от вытоптанной полянки. Не хватило времени на всю экскурсионную программу, но, наверное, и в этом есть, наверное, пока неведомый нам смысл. Кто-то пойдет в библиотеку и поищет дополнительную информацию, кто-то обойдется книжечками, купленными в лавочке около храма, кто-то зайдет в поисковик Интернета. В любом случае, день накануне Яблочного Спаса мы запомним навсегда и, если небесный калькулятор даст добро на следующий год, можно смело отправляться за новыми впечатлениями и разгадками тайн в уголок уральского ренессанса с дивным названием Нижняя Синячиха.

Не ждите чуда, чудите сами!  с благодарностью к людям «Активного отдыха», Татьяна Задонская.

 

В субботу 18 августа 2012 года мы побывали в Нижней Синячихе. Раньше и  не слыхивала о таком селе в 10 км от Алапаевска, а тут подружка,  работающая менеджером в «Активном отдыхе», принесла программу поездки на  фестиваль под девизом «Яблочный Спас для Ивана яблочко припас».

Кроме черно-белой фотки на рекламном листочке была отпечатана программа с предупреждением, что длительность поездки составляет 12 часов. Я полезла в Интернет, чтобы ознакомиться с местностью и быть подготовленной информационно, сагитировать легких на подъем – выезд от ДК был назначен на 7 утра – близких по духу людей. Разговор был короток.

После моей фразы, назову ее «передовицей», задавался вопрос: «Ты сама едешь?» – бодро рассказывала про возможность увидеть своими глазами объект ЮНЕСКО, окунуться в старину, в атмосферу народных преданий, мол, «Активный отдых» позаботится о горячем обеде, а чай из самовара с местными плюшками гарантируют организаторы экскурсии.

Короче, плюсов при любых раскладах оказалось значительно больше, чем минусов, поэтому мы, вооружившись термосом и бутербродами, как бывалые туристы с известным девизом «на всякий случай», с утра поджидали автобус у оговоренного места старта...

Дорога была несколько утомительная и, если бы не рассказ о городах за «бортом», ее можно было бы отнести к изнурительной, но опять же – как в старину истинные паломники шли к чуду пешком, так и нам, видимо, надо было подустать, чтобы приезд в село, горячий обед в местном кафе с современно-намекающим названием «Аура» оказался безыскусным, но вкусным, а соседки по столу даже прихватили в салфеточке весь ноздрястый белый хлеб ручного замеса; и прогулка от устремленного в небо храма привела в приятное изумление: ну, откуда на Урале, в тьмутараканской глубинке стоит красавец храм-корабль в стиле сибирского барокко, который вполне может соперничать в пропорциях и лепке с храмами Питера или Киева? Во всяком случае, ассоциации возникали почему-то именно с этими городами.

Час до организованной экскурсии, промелькнул. Его едва хватило, чтобы пробежаться по рукодельникам, которые с удовольствием делились секретами своего мастерства и предлагали свои работы: одни стояли с куклами от ангелочков до длинноухих невиданных зверей с умильно мудрыми глазами, другие со свистульками в виде рыб, львов, котиков и, конечно, птичек, третьи предлагали замысловатые корзины, туески, короба и даже шляпы а-ля сомбреро. Юный резчик, деловито наблюдающий за праздно гуляющими гостями фестиваля, ревниво сторожил макеты объектов самой Нижней Синячихи. На широкой поляне, где шумела ярмарка, и куда вел мощенный деревом тротуар, можно было снять пробы и осчастливить продавцов душистого меда, квашеной капусты, ядреных огурчиков и т.п., заглянуть в действующую кузницу, где мастер предлагал любому желающему – почему-то находились исключительно представители мужского пола – попробовать себя в качестве ученика-подмастерья.

На противоположном берегу пруда зазывно красовалась часовня Александра Невского (опять ниточка к Питеру), но времени добежать до скалы, на которой сие творение воздвигнуто, никак не хватало, и мечты о фото панорамы с высокого берега синячихинского пруда остались только мечтами…

Потом началась экскурсия. Нам рассказали об истории Спасо-Преображенского храма, который одновременно служит своему прямому назначению, а также является еще и музеем (ну, чем не «местный Исаакий»?), провели по второму этажу, где любовно сохраняются росписи стен, домашней мебели и различных предметов утвари. Сколько выдумки можно увидеть в обыденных вещах: вот смешной лев – откуда на Урале столь экзотическое диво? – со скособоченной гривой смотрит с прищуром со стены, а вот по другую сторону древа (жизни?) на него не менее удивленно взирает растрепанно-цветастая птица с глазами филина…

Избы XYII – XIX веков стоят как братья по росту, в ряд, и потемневшие от времени их бревна имеют каждый свою судьбу от прозаически практического свойства до высшего пилотажа в деле украшательства зажиточной семьи XIX века! – деревянная вязь над окнами и по большей части широченных солнечных ворот. По одну сторону от них – ворота с филином для входа бедноты, а по другую – с птицей Сирин, являющейся своеобразным пропуском, – людей другого ранга. Из рассказа экскурсовода эти же ворота подразумевали ночное и дневное их использование… И вот задачка для наших современных мозгов – а что, беднота только в ночи во двор могла зайти? Или «богатенькие буратинки» тех времен, приехав к вечеру, дожидались утра, чтобы в «дневные» зайти? Кстати сказать, ворота одной ширины и птицы над ними очень похожи – с наблюдающими круглыми глазами, готовые взлететь со своих мест. Своеобразная детская игра из серии «Найди n-цать отличий» и подумай, отчего и почему, ведь каждый элемент росписи или резьбы, игры или обряда имеют под собой выверенные жизнью и проверенные календарем народные традиции.

На этом подворье нас ждал сюрприз и не только в виде изумрудной травы посередине двора – неужели ТАКАЯ была в те далекие времена или это чудеса современной селекции? – на которую вставать не позволялось. Нашу «экспедицию» разделили на 2 части, и мы поначалу подумали, что места в избе маловато, а когда оказалось, что в каждой группе непременно предполагалось наличие двух мужчин, мы начали догадываться, что это неспроста. Как же было интересно наблюдать снежинцев в роли жениха, невесты, родителей, сватов и участвовать в обряде сватовства! Молодая красавица невеста хохотала, согнувшись пополам и придерживая косу, которая в такие моменты касалась пола. Жених своей роли ничуть не стеснялся, хотя выглядел далеко не первым парнем на деревне: щегольская нарядная рубашка, одетая на теплый пуловер с капюшоном, сделала его горбатеньким. Однако этот факт нашу невесту ничуть не смущал, она успешно сдала мини-экзамен – достала ухватом горшок из печи, просеяла муку и подмесила тесто, разгладила белье с помощью рубеля. Не очень разговорчивые сваты растопили родительские сердца принесенными на большом подносе мехами и украшениями в коробочке, а те, в свою очередь, огласили список приданого в виде телочки, меда, осенних уральских даров и прочего. Свадьбу намечали традиционную, по осени, на Покров…

От баньки по-черному, сруб которой сложен из 3-х бревен, распиленных вдоль (диаметр каждого бревна – 55 см), от чаепития с травками, которые надо было еще отгадать, а потом радушных хозяек частушками отблагодарить, от колоды из кедра в полроста взрослого человека, от деревянных часовен, покрашенных под камень, от музея истинного Гражданина, энтузиаста и патриота своей родины Ивана Даниловича Самойлова, чей вклад в сохранение культуры Урала оценен академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, от творчества многодетной рукодельницы Чуприной Х.Д., где настенное панно или персонаж сценок из жизни – это кладезь выдумки и остроумия послевоенной вдовы, каждодневно заботящейся о пропитании большой семьи, и от … каждый может написать о своем – впечатлений было столько, что багаж некоторых наших попутчиков переполнился, и они удивленно взирали на неугомонных любопытных, сожалеющих, что не удалось поиграть в народные игры, организатор которых пестрела дурашливым колпаком с бубенчиками, а веревочный реквизит украшал плетень неподалеку от вытоптанной полянки. Не хватило времени на всю экскурсионную программу, но, наверное, и в этом есть, наверное, пока неведомый нам смысл. Кто-то пойдет в библиотеку и поищет дополнительную информацию, кто-то обойдется книжечками, купленными в лавочке около храма, кто-то зайдет в поисковик Интернета. В любом случае, день накануне Яблочного Спаса мы запомним навсегда и, если небесный калькулятор даст добро на следующий год, можно смело отправляться за новыми впечатлениями и разгадками тайн в уголок уральского ренессанса с дивным названием Нижняя Синячиха.

Не ждите чуда, чудите сами!  с благодарностью к людям «Активного отдыха», Татьяна Задонская.








Билеты на зрелищные мероприятия Екатеринбурга

Тел.:

(35146) 2-30-73,
(35146) 4-92-77

 
E-mail: centr_ao@mail.ru
 
Группа СОЦ "АО" в контакте
 
Адрес: 456770, Челябинская область, г.Снежинск, ул.Сверлова, 31, офис 113, здание "Малахит".




Тел.:

(35146) 2-30-73,
(35146) 4-92-77

 
E-mail: centr_ao@mail.ru
   
  Группа СОЦ "АО" в контакте
 
Адрес: 456770, Челябинская
область, г.Снежинск,
ул. Свердлова, 31, оф.113,
здание "Малахит"


© Copyright ООО «Спортивно-оздоровительный центр «Активный отдых», 2009-2015

Дизайн и разработа сайта: студия Михаила Пестречихина.